Заметный рост акцизов на топливо произойдёт в России в ближайшие дни: с понедельника сборы будут повышены второй раз в текущем году.
Ждать ли автомобилистам изменения ценников на АЗС, выяснял экономический обозреватель «Вестей ФМ» Леонид Гурьянов.
Повышение акцизов, которое состоится первого июля, зависит от экологичности того или иного вида топлива. Например, для бензина второго класса и ниже ставка вырастет на 6 с половиной процентов. Для топлива Евро 3 — на 6 и 7 десятых. Для бензина четвёртого класса ставка не изменится, а для топлива пятого класса даже снизится. Предполагается, что такой подход должен стимулировать производителей топлива активнее модернизировать свои мощности для производства более качественного бензина. В силу того, что именно производители являются основными плательщиками акциза, есть шансы, что для потребителей с первого июля ничего не изменится, полагает аналитик «Номос-банка» Денис Борисов.
Борисов: В России, в отличие от других стран, плательщиками акцизов являются нефтеперерабатывающие заводы, и далеко не всегда повышение или снижение акцизов находит своё отражение в стоимости топлива на заправках. Слишком уж много факторов влияет на цену бензина, и маловероятно, чтобы нынешнее повышение акцизов для менее экологичных топлив каким-либо образом привело к росту цен на бензин из-за того, что базовая стоимость нефти, а, соответственно, нефтепродуктов в Европе, соответственно, цены экспортного паритета снизились. Это создаёт достаточно неплохие предпосылки не для роста цен на бензин, а как минимум для сохранения их на нынешнем уровне, а то и плавного снижения.
Гурьянов: Пока снижение мировых цен на нефть розничным рынком в России практически не отыграно, обращает внимание соруководитель аналитического отдела агентства «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов. И если цены на сырьевых биржах не пойдут резко вниз, то и бензин внутри страны дешеветь не будет, а скорее всего даже ощутимо вырастет до конца года, уверен эксперт.
Адамидов: Даже скорее дело не в акцизах, а просто в общей тенденции. Примерно процентов на 10-15 вполне могут вырасти цены, во всяком случае, попытаться. Когда цены на нефть растут, немедленно цены на заправках повышаются, когда цены на нефть падают, цены на автозаправках вниз не спешат. Процентов на 50 это будут налоговые факторы, а остальное это всё конъюнктура. Всё равно будет какое-нибудь событие на рынке, которое подхлестнет цены. Потому что нефтяным компаниям тоже интересно иметь высокие цены, а тем более, если падает экспортная выручка, они наверняка попытаются либо создать искусственно ситуацию, либо просто какие-то слухи пустят по рынку чтобы цены не падали, а наоборот росли.
Гурьянов: В последнее время цены на внутреннем рынке действительно слабо реагировали на снижение мировых цен, соглашается директор по развитию и маркетингу информационного центра «Кортес» Павел Строков. Это стало следствием того, что в начале года розница также не взлетела вслед за биржевыми котировками сырья.
Строков: Это следствие тех событий, которые мы видели весной, когда они на фоне роста на мировом рынке также оставались неизменными вследствие, наверное, того ручного управления процессом, которое мы видели. Всё-таки хотелось бы не договорённостей и компенсаций, а какой-то системы, которая бы давала прозрачность ценообразования на нефтепродукты на нашем рынке.
Гурьянов: Впрочем, именно существующая система договорённостей и компенсаций, оформленная джентльменскими соглашениями нефтяников и государства, вряд ли позволит топливу существенно подорожать, хотя и значительной просадки цен также ждать не приходится. Недавно справедливый уровень обозначил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев. По его словам, для московского региона они не должны превышать тридцати рублей за литр.
http://news.mail.ru/economics/9418279/?frommail=1