по моему термин я характеризовать не могу. но агрессивное вождение это не гонки с педалью в пол.
ПРОБЛЕМА АГРЕССИВНОГО ВОЖДЕНИЯ И МОЛОДЕЖЬ
Проблема агрессивного вождения сегодня является актуальным вопросом практически во всех странах мира. Такое поведение ущемляет интересы других участников дорожного движения, провоцирует у них ответную агрессивную реакцию и приводит к ДТП. Именно агрессивное вождение признано сейчас во всем мире наиболее важной причиной ДТП. Сам термин был введен в нормативно-правовую базу Латвии сравнительно недавно.
Важность социально-психологического исследования социальных представлений об агрессивном вождении автомашиной связана с социально-психологическими процессами, происходящими в последние десятилетия в Латвии. Как понимают и описывают данное явление жители страны, что они вкладывают в это понятие – это круг вопросов, который вызывает интерес не только с теоретической точки зрения, но имеет значение в практическом применении.
Выявление социальных представлений населения по данному вопросу является важным этапом на пути к снижению интенсивности и распространенности данного явления посредством направленного формирования общественного мнения, обучения, информирования населения, улучшения регулятивной и исполнительной функций различных государственных органов и, возможно, через изменение в законодательной базе.
Автором было проведено исследование, в котором изучались социальные представления об агрессивном вождении на территории Латвии. В данном докладе будут рассматриваться социальные представления водителей только по таким аспектам, как: описание тенденций явления агрессивного вождения; проявления агрессивного вождения глазами респондентов; социальные, экономические, демографические характеристики агрессивных водителей; выделенные респондентами категории водителей.
Описание тенденций явления агрессивного вождения.
Водители отметили, что за последние годы наблюдается тенденция к росту агрессивного вождения. Агрессивное вождение они наблюдают достаточно часто (почти каждый день, несколько раз в день или каждый день).
Респонденты, профессиональные водители, склонны объяснять предполагаемую тенденцию ростом количества автомобилей и дорожными «пробками», плохим обучением в автошколах, безграмотностью вождения, мощными машинами, молодостью водителей, низкой культурой, наличием больших денег у водителей.
Водители – непрофессионалы предпочитали объяснять такую тенденцию низкой культурой, недостатками в работе полиции, характером водителей, молодостью водителей, плохим обучением в автошколах, состоянием общества.
При ответах водители были склонны к сильным негативным эмоциональным проявлениям (вербальная агрессия).
Проявления агрессивного вождения глазами респондентов.
При анализе данных можно наблюдать следующую закономерность: при оценке проявлений агрессивного вождения к самым значимым проявлениям отнесены факторы, непосредственно касающиеся опасности для жизни. Итак, водители склонны в большей мере относить к проявлениям такие факторы, как: «Несоблюдение красного сигнала светофора», «Движение по тротуару, велодорожкам», «Совершение нескольких нарушений дорожного движения, следующих одно за другим, связанных с созданием ситуаций, опасных для дорожного движения», «Большое превышение скорости», «Употребление алкоголя, наркотических средств», «Непредсказуемое поведение на дорогах», «Подрезание при обгоне и резкое торможение».
К следующей по значимости категории были отнесены факторы, которые имеют большой вероятностный характер аварийных ситуаций. Итак, это такие проявления, как: «Подрезание при обгоне», «Совершение нескольких нарушений дорожного движения, следующих одно за другим, связанных с созданием ситуаций, мешающих дорожному движению», «Обгон нескольких, находящихся в заторе или колонне машин по полосе встречного движения», «Несоблюдение требования уступить дорогу пешеходам и велосипедистам».
В следующую категорию, вероятно, попали факторы, которые ведут к причинению неудобств остальным участникам дорожного движения, мешают нормальному движению, снижают безопасность и прогнозируемость ситуаций. Они, хотя и набрали относительно высокие оценки, но не являются первостепенными проявлениями – «Многократная смена полос движения с опережением», «Вождение транспортного средства, при котором не соблюдаются ПДД и нарушается равномерный поток транспортных средств», «Вождение транспортного средства, при котором не соблюдаются ПДД и игнорируются интересы водителей остальных транспортных средств», «Несоблюдение безопасной дистанции», «Обгон справа», «Воспрепятствование обгону», «Не показывает сигнал поворотниками при перестроениях».
Социальные, экономические, демографические характеристики агрессивных водителей.
В социальных представлениях об агрессивном вождении профессиональных водителей субъекты агрессии характеризуются следующим образом.
Это мужчины в возрасте 18-30 лет, имеющие стаж вождения 0-6 лет, с высоким и очень высоким уровнем доходов, предпочитающие ездить на машинах марок БМВ, Ауди, Мерседес, мощных машинах или джипах. Респонденты считают, что при агрессивном вождении водители испытывают азарт и чувство превосходства, в этой ситуации им совершенно чужды такие чувства, как: сожаление, беспокойство, стыд, вина, волнение, страх, раздражение, спокойствие.
Представления непрофессиональных водителей об агрессивных водителях схожи с представлениями профессионалов, но имеют и свои особенности. Итак, это мужчины в возрасте 18-30 лет, имеющие стаж вождения 1-5 лет, с высоким и средним уровнем доходов, предпочитающие ездить на машинах марок БМВ, Мерседес, мощных машинах или джипах. Респонденты считают, что при агрессивном вождении водители склонны испытывать чувство превосходства и азарт, в этой ситуации им совершенно чужды чувство сожаления и спокойствие.
Выделенные респондентами категории водителей.
Наиболее сильно были выделены категории водителей - водители маршрутных такси, легковых машин, такси. Проявления агрессивного вождения для водителей данных категорий – остановка в неположенном месте, резкое маневрирование, остановка без показа сигнала, подрезание при обгоне, многократная и частая смена полос, нежелание уступать дорогу.
Выделены такие категории, как водители фур и грузовых автомашин. Проявления агрессивного вождения для водителей данных категорий – нежелание уступать дорогу, нарушения при выборе скоростного режима.
Распространенность явления глазами респондентов.
Водители агрессивное вождение наблюдают чаще всего по дорогам Риги, дорогам других городов и магистралям.
Водители к странам с сильным проявлением агрессивного вождения относят страны: Россию и Латвию. К странам с минимальным проявлением агрессивного вождения они относят страны: Финляндию и Швецию. Профессионалы добавили к этому списку еще и Германию.
В дополнение к представленным результатам исследования можно добавить факты из статистических каналов. Так, наблюдается стремительный рост автопарка. Кроме того, отмечен рост курсантов, получающих водительские права в первый раз в жизни. Состав курсантов автошкол, проходящих первичное обучение, «помолодел»,- стремление получить как можно быстрее водительские права обусловлено как экономической необходимостью, так и появившимися возможностями. Увеличение количества «молодых новичков», еще плохо ориентирующихся в широком спектре дорожных ситуаций, не имеющих жизненного опыта, тоже вносит свою лепту в осложнение и снижение безопасности дорожной ситуации.
Итак, данные, полученные в ходе исследования, и статистические данные показывают, что особое внимание по данному вопросу нужно уделять молодому поколению. Детские и юношеские учреждения должны закладывать знания в области законодательства (в частности ПДД – Правила Дорожного Движения) и способствовать формированию законопослушания. Пренебрежительное отношение к законодательству закладывается именно в детстве. В результате вырастает поколение людей, которое нарушение ПДД даже не воспринимает как нарушение законодательства.
Трудно переоценить роль информационно-разъяснительной работы среди молодежи. Необходима первоначальная социально приемлемая, положительная модель с ориентацией на безопасное вождение; параллельно надо способствовать погашению привлекательности модели «сильного, успешного, всемогущего» агрессора на автодорогах; нужно оказывать помощь в формировании социально одобряемых жизненных ориентиров. Необходимо продумывать социальные программы с учетом возрастных социально-психологических и физиологических особенностей молодых людей, в том числе связанные с дорожным движением; поощрять при обучении увеличение количества часов практического вождения, а также вводить поощрительные скидки или применение системы бонусов для водителей в случае безаварийного вождения. Курсант, получающий водительские права должен не только знать теоретический и практический материал и обладать достаточными навыками управления автомобилем, он должен знать возможные психофизиологические особенности водителей и, соответственно, их проявление в дорожном движении. Направленная психологическая работа в автошколах могла бы не только способствовать лучшей обучаемости, но и быстрой эффективной адаптации неопытных водителей.
В рекламно-информационной сфере необходимо сменить направленность работы. Приоритетным направлением должна стать дорожная безопасность. Необходимо способствовать исключению из рекламной продукции агрессивных образцов и моделей для подражания, подстрекательства к нарушению ПДД и агрессивному поведению, чрезмерного акцента на скоростных возможностях автомобиля. Особенно это касается Интернет - сайтов, на которых, с одной стороны, практически отсутствует необходимая социальная цензура, а с другой стороны, именно Интернет - каналы оказывают на молодежь сильное влияние.
Таким образом, в формировании общественного мнения по данному вопросу и в проведении информационно-разъяснительной работы особенно важно учитывать именно молодежь.