Азот или воздух в шинах - предрассудки и факты
Существуют ли преимущества от накачивания шин не воздухом, а азотом?
Многие клиенты шиномонтажных фирм интересуются, есть ли какая-либо польза от азота в шинах, и реально ли на обычном авто заметить разницу между «воздушными» и «азотными» шинами? Рассмотрим эти вопросы подробнее.
Продавцы услуги азотной накачки шин утверждают, что после этой процедуры значительно улучшаются различные технические характеристики шин. Чтобы определить, верно ли это, вспомним законы физики.
Сначала небольшая справочка: воздух состоит из 78% азота и 20-21% кислорода. А применяемый в шиномонтаже азот содержит примерно 95% азота и 5 % кислорода. То есть, в шинах, накачанных воздухом, и так без малого 80% азота, поэтому после закачки 95% азота в шины о каких-либо кардинальных изменениях говорить не приходится. Утверждение. Молекулы азота больше молекул кислорода, поэтому колесо медленнее спускает, и проверять давление в шине можно гораздо реже.
Комментарий: размер молекулы азота = 0.000000031 см, а размер молекулы кислорода = 0.000000029 см. То есть, молекула кислорода всего на 6% меньше молекулы азота. А в окружающем нас воздухе всего 21% кислорода и 78% азота, поэтому разница в утечке крайне мала – примерно один процент. Современные бескамерные шины держат давление несколько лет (если, конечно, они исправны). А если шина негерметична, не имеет значения, чистый ли азот закачен или с кислородными примесями – шина всё равно будет сдуваться.
Утверждение. Азот – инертный газ, не поддерживающий горение. Вероятность взрыва шины уменьшается.
Комментарий: шина не «взрывается», а лопается. Звук, который мы слышим – звук резкой потери давления в шине, вызванный наездом колеса на острый предмет или разрушением целостности шины. В «Формуле-1» шины накачивают азотом в первую очередь именно потому, что при повреждении колеса чистый азот при выходе из шины действительно не способствует горению.
Утверждение. Азот предотвращает преждевременное старение шины и коррозию диска, поскольку отсутствуют влага, масло и другие частицы, снижающие долговечность колеса.
Комментарий: кроме кислорода на шину также воздействуют солнечное излучение, реагенты. Битум, поэтому «старение» происходит в основном снаружи шины. Благодаря меньшему количеству кислорода в шине коррозия диска изнутри действительно уменьшается, но опять-таки диск ржавеет и окисляется главным образом снаружи. Но небольшая польза от применения азота всё-таки существует.
Существует ещё несколько утверждений, многие из которых противоречат законам физики. Все комментировать особого смысла нет. Некоторые заявления служащих шиномонтажа являются обычным обманом.
ВНИМАНИЕ! До начала движения, когда шины ещё «холодные», проверьте давление в них манометром. Иногда шиномонтажники для получения «эффекта мягкости» наполняют шины азотом с заниженным давлением, что при скоростной езде может привести к пробою шины и повреждению диска.