Совет федерации поддержал введение дифференцированного принципа ответственности за нарушение ряда правил дорожного движения в зависимости от того, совершено оно в городах федерального значения или других регионах.
Резонансные поправки в законодательство, вызвавшие бурную полемику в обществе, предусматривают повышенную административную ответственность за отдельные виды правонарушений, совершаемых на территории Москвы и Санкт-Петербурга. Например, столичным автомобилистам придется заплатить в два раза больший, чем в других городах, штраф за непредоставление при движении преимущества маршрутному транспорту или транспорту со спецсигналами, а также за нарушение правил парковки.
Так, несоблюдение требований о запрете остановки или стоянки автомобилей, предписанных дорожными знаками и разметкой, в столичном мегаполисе обойдется в 3000 рублей, а в других городах России – в 1500. Аналогичные санкции и такие же штрафы предусмотрены за нарушения правил движения либо остановку машины на полосе для «маршруток» и автобусов, а также правил передвижения в жилых зонах. «Региональные» штрафы за остановку на трамвайных путях или во втором ряду составят 1500 рублей, «столичные» – 2500. Такой дифференцированный принцип появляется в законодательстве впервые.
Еще одно ужесточение связано с отменой «бесплатных эвакуаторов». В настоящее время при принудительной эвакуации автомобиля первые сутки хранения машины на штрафстоянке, а также сам процесс по ее доставке оплачиваются государством. Однако, по данным разработчиков новых норм, бюджеты регионов уже не могут субсидировать эти траты. Предусмотрены также повышенные штрафы за проезд на запрещающий сигнал светофора в 1000 рублей, а также переезд стоп-линии на перекрестке – в 800 рублей.
Несмотря на то, что эти новеллы с самого начала их рассмотрения в Госдуме вызывали стойкое возмущение автомобилистов, называвших их дискриминационными и антиконституционными, в профильном комитете Совета федерации по обороне и безопасности заверяют, что изменение законодательства будет способствовать совершенствованию организации дорожного движения в стране.
Во время обсуждения среди сенаторов вспыхнула дискуссия. Вице-спикер Светлана Орлова, напомнив о серьезной обеспокоенности в обществе, предостерегла от того, чтобы увеличенные штрафы не превратились в очередную «коррупционную емкость». Экс-глава управления ГИБДД МВД Владимир Федоров, являющийся сенатором от Карелии, порадовался, что, наконец, урегулирован вопрос легковых такси, но посетовал, что, «тем не менее маршрутки остаются притчей во языцех».
«Поэтому задача двигать вперед решение этой проблемы», – добавил он, напомнив, что в Госдуме уже давно находится соответствующий законопроект. Глава комитета по бюджету Евгений Бушмин, хотя высказался в поддержку новаций, полагает, что «только повышением штрафов ситуацию, особенно в Москве, не исправить».
«Прошлый раз, поднимая штрафы за парковку в неположенных местах, мы обращали внимание, что должны быть организационные меры и что слабая правоприменительная практика, недостаточно нарушителей штрафуется, – пояснил он. – К сожалению, мы не идем по европейскому пути, не делаем так, как по электронной фиксации скорости, когда информация о нарушении скоростного режима сразу и непосредственно поступает в центр и соответственно штрафная квитанция направляется владельцу автомобиля».